ВСЕ ВЫСТАВКИ
Я могу исчезнуть
Таня Ахметгалиева
10 сентября - 08 ноября 2020
Возрастное ограничение: 6+
Куратор проекта - Катарина Лопаткина.
Выставка Тани Ахметгалиевой «Я могу исчезнуть» – творческая ревизия произведений художницы за последние несколько лет. Экспозиция открывалась текстильными работами «Мерцание 4» и «Мерцание 5» (2015 – 2016) – ставшими в своё время её визитной карточкой. Четыре зала и лестничный пролёт были отданы видео-инсталляциям, над которыми художница работала в последние несколько лет, в остальных пространствах можно было увидеть самые последние живописные и графические произведения (2019 – 2020).
Все эти работы объединены сквозными темами, постоянно возникающими в произведениях Ахметгалиевой – иллюзии, расслоение реальности, удваивание образов, мерцание смыслов.
«В моих работах человек как будто живёт черновиком, эскизом, которому только в будущем предстоит обрести законченную форму…» – говорит художница, но на самом деле весь мир в его актуальной реальности для неё – набросок, которому ещё предстоит себя обрести. В постоянном поиске формы и бесконечном уточнении контуров и вариантов раскраски рождаются излюбленные художницей «Двойники» (2018) и мутируют до неузнаваемости, получая новые воплощения, самые простые и обычные предметы. В графических сериях «Если хочешь, я могу исчезнуть» (2020) и «Отель Provisorium1 13» (2020) ягоды отращивают шипы, нежные губы прячут клыки, полуабстрактное растение цветёт головой птицы.
По мере продвижения по выставке всё постоянно менялось. Зачарованная тайная комната из обломков снов стремительно становилась безумным Луна-парком, где в нео-сюрреалистском дурманящем коктейле смешиваются фантазии и фобии. Неустойчивая реальность расползалась на отдельные слои.
Коробочка с кукольными глазами, найденная на блошином рынке в швейцарском Базеле и ставшая произведением «Коллекция кристаллов #2» (2019), вдохновила художницу на создание целой живописной серии «Gamebreakers2» (2020). С холстов этой серии глаза разных форм и размеров, живущие собственной насыщенной жизнью, с любопытством взирают на зрителя.
Мутируют не только предметы, но и само ощущение пространства. Всполохи света вокруг расшитых нитками люстр превращаются в холодное сияние глиттера из коробки с кукольными глазами («Коллекция кристаллов», 2019). Постепенно усиливаясь, он становится резким, ритмичным и беспощадным. Этот свет, соблазняя зрителя в видео «Возможно она бы смеялась» (2020), оборачивается гипнотизирующим и ядовитым в видео-инсталляции «День полный надежды» (2018) и выжигающим – в «Сияющем облаке» (2020). Оргиастическое упоение неоном оканчивается полной потерей сигналов – затмением. И так – по кругу.
1 - Провизориум; 2 - нарушители игр