ВСЕ ВЫСТАВКИ
Шар и крест
18 апреля – 28 июля 2019
Возрастное ограничение: 6+
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» и Е.К.АртБюро представили новый персональный проект Андрея Филиппова «Шар и крест».
Выставка состояла из двух логических частей. Первая – новые живописные работы и фотографии с фирменными двуглавыми орликами художника; вторая – инсталляция «Перспективы концептуализма», оммаж акции «Десять появлений» группы «Коллективные действия» (КД).
Несомненно, огромное влияние на творчество художника оказала философия Московского концептуализма в целом и акций группы «Коллективные действия» в частности. Несмотря на то, что Андрей Филиппов был только зрителем, и лишь изредка участником этих акций, он впитал язык, которым пользовались концептуалисты, их методы и принципы, и это повлияло на весь его творческий путь. Созерцательный элемент, свойственный работам Филиппова, был заложен именно акциями КД. Обращение Филиппова к акции КД «Десять появлений» в новом проекте «Шар и крест», в инсталляции «Перспективы концептуализма» – продолжение серии так называемых «Путешествий», как творческого метода автора. «Творчество – это всегда скольжение смыслов и образов, это метафора. А в переводе с греческого «метафора» – перенос, передвижение» – говорит Филиппов.
Тема путешествий за последние 10 лет стала для художника одной из центральных. Причём его волнуют, как путешествия в другие края, так и путешествия в творческий мир его друзей-художников. Цитирование для него становится формой самоопределения.
Проект «Шар и крест» с удивительной наглядностью показал, как соединяются в сознании художника элементы его личного, и коллективного опыта, прошлое и будущее, реальное и иллюзорное. Филиппов пишет: «Перед моим внутренним взором проплыл серебряный шар Монастырского, золотые крылья Паниткова зацепились за Честертона и появилась одноимённая с его романом выставка «Шар и крест», где мои паломнические путешествия причудливо смешались с КД, перспективой концептуализма и затерялись в далёкой полоске леса на горизонте».
Вслед за художником, мы отправились в путешествие в мир, свободный от временных, или пространственных рамок, и существующий по своим художественным законам.
Название проекта «Шар и крест» типично для литературоцентричного, или лучше сказать, литературно ориентированного московского концептуализма. «Шар и крест» это роман-притча Гилберта Честертона, повествующий о перипетиях двух очень принципиальных людей, один из которых был верующим, а второй атеистом. Шар в нём становится метафорой научной парадигмы, а крест, соответственно, религиозной. И именно из этой антитезы, а если быть точнее, то из отношений между ними, рождаются дальнейшие события. Шар и крест становятся неразрывно связаны между собой.
Андрей Филиппов родился в 1959 году в Петропавловске-Камчатском. Учился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете (1976 – 1981). Принимая деятельное участие в выставках галереи APTART, Филиппов стал одним из лидеров нового поколения «московской концептуальной школы», совмещавшего интерес к умозрительным конструкциям с пристальным вниманием к деталям современной социальной реальности.
В конце 1980-х Филиппов принимал участие в первых легальных показах актуального русского искусства за рубежом, на которых его эмблематические инсталляции приобрели статус символов независимого искусства из СССР.
С началом перестройки художник активно занимался организацией «Клуба авангардистов» – первой институции нового, свободного русского искусства. В 1990 – 2000-е годы курировал выставки «Клуба авангардистов», объединившего московских художников-концептуалистов разных поколений.
Андрей Филиппов является лауреатом Премии Кандинского-2015 в номинации «Проект года» за инсталляцию «С колесом в голове», впервые показанную на персональной выставке художника «Департамент орлов» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в марте — апреле 2015 года.