ВСЕ ВЫСТАВКИ
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЖОНА КЕЙДЖА И ИХ КОНТЕКСТ
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», 23 ноября 2012 – 20 января 2013
ДЖОН КЕЙДЖ. МОЛЧАЛИВОЕ ПРИСУТСТВИЕ
ГЦСИ (ул. Зоологическая, 13), 28 декабря 2012 – 28 января 2013
Организатор: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Соорганизаторы: Фонд М. Каннингема (США), Фонд Джона Кейджа (США), Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Партнеры: Галерея Margarete Roeder (Нью-Йорк), Издательство Edition Peters
При поддержке: Посольства США в России, Российско-Американской двусторонней президентской комиссии, Международного фонда Гаянэ Хачатурян, Библиотеки Германа Титова
Куратор: Виталий Пацюков
Джон Кейдж – известный американский композитор, философ, поэт, музыковед и художник, ставший пионером в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов. Кейдж кардинально изменил представление о музыке: его интересовали «некомпозиторские» технологии, построенные на буддистских принципах недеяния, на использовании обычных шумов. Идеи Джона Кейджа во многом определили развитие не только музыки, но и визуальной культуры послевоенного авангарда – представители Нео-Дада, Флюксуса и Новой концептуальной волны находили в его эстетике источник для собственных экспериментов. Сегодня критики называют Кейджа одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ столетия.
Выставочный проект «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», реализуемый ГЦСИ в год 100-летия композитора совместно с Фондом Джона Кейджа (США), входил в широкую международную программу празднования его юбилея. Выставка в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» была посвящена влиянию идей и экспериментов Кейджа на художественную культуру. В экспозиции прослеживалось развитие важнейших принципов творчества Джона Кейджа в современном искусстве – перформативность, метод случайных действий, серийность и т.д.
Общение с художником Марселем Дюшаном во многом определило эстетику Кейджа. «Если хотите написать музыку – исследуйте Дюшана», - говорил композитор. Рисунки Дюшана к его знаменитому «Большому стеклу» заняли центральное место в экспозиции выставки в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА».
В данной части проекта были представлены работы тех авторов, на чье творчество оказали влияние эксперименты композитора: это представители современной актуальной художественной культуры, как российской – Андрей Монастырский, Вадим Захаров, Владимир Тарасов, Владимир Мартынов, Ирина Нахова, Кирилл Серебренников и др., так и западной – Джанфранко Барукелло (Италия), Кристиан Лебра (Франция), Мартин Зет (Чехия) и другие.
Основная часть проекта в выставочном зале ГЦСИ была посвящена работам Кейджа и его ближайших соратников – хореографа Мерса Каннингема и художника Роберта Раушенберга. В центре экспозиции - партитуры и видеозаписи исполнения современными музыкантами программного произведения Джона Кейджа 4’33’’ («4 минуты 33 секунды тишины»).
Кроме того, в экспозиции были представлены графические работы Кейджа – серии Seven day diary, Stones, листы из Mushroom book; визуальные партитуры Fontana mix, Ryoanji, Music of Carillon и другие в сочетании с аудиозаписями их исполнения. А также - реконструкция легендарной акции Джона Кейджа «Лекция о погоде» (1975 г.). Помимо работ Кейджа были представлены фотографии и документальные фильмы о нем.
В России творчество Джона Кейджа до сих пор глубоко не исследовано. Проект «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» стал первой попыткой представить разные грани личности композитора, создать пространство, в котором могла бы реализоваться идея сосуществования самых контрастных жизненных миров и равноправия всех форм искусства.